На Apple TV+ состоялась премьера документального фильма «Девушки-политики» (Girls State). Картину впервые показали в январе этого года на престижном кинофестивале Sundance, где работа была обласкана критиками и зрителями за поднятые темы и необычное раскрытие персонажей. 

Кинокритик Ораз Керейбаев рассказывает, почему великолепная лента «Девушки-политики» — на первый взгляд полностью пропитанная американским духом — найдет отражение и у казахстанского зрителя.

Автор Oraz Kereibayev

 

Boys State и Girls State

Для людей не из США может стать открытием, что в Америке ежегодно проходят летние программы для амбициозных подростков — Boys state и Girls state. На одну неделю несколько сотен школьников со всего штата собираются в стенах университетского кампуса, чтобы попробовать себя в качестве молодых политических лидеров. Вместе они создают миниатюрную модель правительства, включающую в себя верховный суд, казначейство и губернатора. За семь дней каждый кандидат должен презентовать свою политическую программу и убедить толпу таких же целеустремленных ребят проголосовать за себя. 

Программа была запущена еще в 1937 году и сейчас проходит в каждом из 50 Штатов США, кроме Гавайев. В 2020 году режиссеры-документалисты Джесси Мосс и Аманда Макбейн выпустили на свет картину «Молодые политики» (Boys State), рассказывающую об одной из таких недель. Лента получила главный приз среди американских документальных фильмов на фестивале Sundance, а позже была выкуплена главной инди-студией современности А24. Поэтому неудивительно, что спустя четыре года дуэт Мосс и Макбейн презентовали работу «Девушки-политики», которая на сей раз рассказывает о нескольких сотнях девушек, готовящихся к вступлению в большую политику.

 

Фото: Whitney Curtis / Apple TV+

 

Даже в женской политике все — для мужчин

Фильм открывается серией фотографий с важных для истории США политических собраний. На каждом фото в толпе белых взрослых мужчин в строгих костюмах можно заметить одну женщину, теряющуюся на фоне других политиков так сильно, что режиссерам приходится выделять ее цветным маркером. Таким опенингом авторы картины сразу заявляют, что несмотря на все усилия, присутствие женщин в американской политике до сих пор остается номинальным и часто незаметным. 

Далее режиссеры кратко объясняют концепт недельного лагеря. Они говорят, что такие программы у девушек и у парней обычно проходят в разных учреждениях, но в 2022 году штат Миссури решил соединить Boys state и Girls state под крышей одного кампуса. И хотя их программы не должны пересекаться, присутствие парней неподалеку от девушек вызывает целый ряд вопросов у будущих политикесс, а неравенство между полами становится как никогда очевидным. Так, пока программа парней включает постоянные дебаты, собрания и встречи с губернатором, женская программа оказывается более скромной, с редкими собраниями и не до конца сформированными целями. 

Невидимое присутствие мужчин ощущается и в дресс-коде, который девушки обязаны соблюдать во время программы: юбки определенной длины и верх с закрытыми плечами. Участницы отмечают, что у парней нет никакого дресс-кода, и некоторые из них позволяют себе ходить топлес, нарочито показывая свое тело молодым девушкам. Тот факт, что губернатор штата приехал почтить своим вниманием только парней, полностью проигнорировав аналогичную программу для девушек, также говорит о пренебрежительном отношении к Girls state и к женщинам в политике в целом.

 

Фото: Whitney Curtis / Apple TV+

 

Аборты и профессионализм 

Работа Мосс и Макбейн снималась в первой половине 2022 года, когда одной из главных новостей в США было судебное дело Dobbs v. Jackson Women's Health Organization о регуляции абортов. Суд возвратил каждому штату право самостоятельно регулировать любой аспект абортов, не защищенный федеральным законом. 

Однако на момент съемок не было известно, какое решение примет верховный суд, и поэтому тема прерывания беременности стала главной для девушек, проходящих программу. Одни выражали мнение о целесообразности абортов, в то время как другие, ссылаясь на религиозные убеждения, были категорически против. 

Тем не менее, обе стороны с интересом выслушивали друг друга, давая возможность высказаться каждой. Более того, несмотря на разногласия, все героини картины были согласны в одном: решение касательно абортов должны принимать женщины. 

Далее режиссеры показывают, как верховный суд, состоящий исключительно из девушек, справился бы с делом об абортах. Интересным является факт, что участнице программы Точи достается должность защитницы, выступающей за разрешение штатам самостоятельно регулировать и запрещать аборты, однако мировоззрение девушки в реальной жизни не сочетается с позицией, которую ей надо отстаивать. Тем не менее героиня уверенно находит аргументы. Так документалисты в очередной раз демонстрируют профессионализм девушек, преобладающий над личными интересами.

 

Фото: Apple TV+

 

Есть ли девушки в политике?

Мосс и Макбейн рассказывают столь сложную историю о (не)равенстве полов в политике через истории четырех очень разных девушек. Каждая из них в начале фильма говорит о своих целях, поставленных на период программы: одна хочет стать судьей, другая — губернаторкой. Тем не менее, многие мечты рушатся во время интервью, дебатов и других моментов политической гонки. Режиссеры показывают, что несмотря на большие амбиции, героини могут оказаться не в состоянии выдержать борьбу с другими кандидатками. 

Так что же делать, когда мечты о большой политике рушатся? Истории героинь говорят, что нужно искать другие способы попасть в эту политику. К примеру, если тебя не взяли в верховный суд — иди в другое крыло юридической системы и начинай расти оттуда. 

Тут наиболее показательной оказывается история Эмили, которая после неудачной политической гонки решает написать журналистское расследование, посвященное разнице между программами для парней и для девушек. Одновременно шокирующим и предсказуемым оказывается тот факт, что бюджет Boys state в среднем превышает бюджет Girls state в три раза, хотя их программы проводятся на территории одного кампуса. Даже на таком примере можно понять, что женщинам в политике не рады по сей день. Возможно, именно поэтому героини уже с молодого возраста начинают искать обходные пути, чтобы влиять на сложившуюся систему.

 

Фото: Whitney Curtis / Apple TV+

 

Вывод

«Девушки-политики» — это отличный пример документального кино, способного поговорить о больших проблемах через частные истории. За полтора часа хронометража зрители знакомятся с несколькими абсолютно разными героинями. Аудитория узнает об их проблемах и о вещах, в которые они верят. Каждая из них любит свою страну, хоть и видит в ней огромное количество проблем, многие из которых упираются в систематический сексизм и непринятие женщин в политику. Все это — не пустые слова, ведь даже на примере организации недельной программы для мальчиков и девочек становится очевидно, что условия у них не равны, а борьба за равноправие займет еще много времени. 

Естественно, с этими же проблемами сталкиваются и другие страны, включая Казахстан. Так, например, согласно рейтингу IPU Parline за июль 2023 года, женщины составляют лишь 18% депутатов мажилиса. Поэтому посмотреть фильм «Девушки-политики» стоит и локальному зрителю, даже если темы, поднятые в картине, на первый взгляд кажутся далекими от нас.

 

   

Обложка: Apple TV+