В казахстанских кинотеатрах состоялась премьера новой работы Адильхана Ержанова — «Обучение Адемоки». Картину стоит посмотреть, чтобы поближе познакомиться с творчеством главного отечественного режиссера авторского кино. В связи с выходом фильма наш кинокритик Ораз Керейбаев составил список из шести самых запоминающихся лент Ержанова, и рассказал о его неповторимом стиле.

Автор Oraz Kereibayev

 

Авторский стиль

Прежде чем говорить о фильмах Адильхана Ержанова, хочется кратко познакомить читателя с уникальным стилем режиссера. Авторский почерк постановщика менялся с самого начала его карьеры и продолжает трансформироваться по сей день. Если когда-то он выступал в жанре магического реализма, то с годами в работах Ержанова стало меньше магии и больше реальности. Это ощущается и в большей приближенности историй к современному казахстанскому быту, и в растущей жестокости на экране. Редким исключением в последних творениях автора становится «Обучение Адемоки», где тот во многом вернулся к театральной условности и детской наивности своих ранних картин. 

Что касается поднимаемых тем, Ержанов из фильма в фильм переносит историю противостояния человека системе. В каких-то случаях таким несокрушимым молохом выступали казахстанские традиции, как это было в «Улболсын» с Асель Садвакасовой, а в каких-то — местный авторитет, защищающий деревню от чиновников, как это было в «Голиафе». Что интересно, в картинах Ержанова очень редко можно с уверенностью сказать, кто вышел победителем. Поэтому борьба индивида и системы продолжается на протяжении всей карьеры режиссера. 

Говоря о постановке, следует выделить наличие ярких цветов в образах персонажей. Ержанов чаще всего использует желтый, синий и красный. Его героини нередко ходят с рыжими волосами, а антагонисты одеваются в неподходящие им гавайские рубашки или же нарочито пафосные темные костюмы. Автор старается снимать фильмы на натуре, контрастируя персонажей с бескрайней степью. Делает он это благодаря длинным статичным планам, снятым с большой дистанции. Конечно, в зависимости от тона фильма, режиссер не боится изменить своему классическому подходу, что чаще всего делает его экспериментальные работы лишь более интересными. 

Наконец, хочется отметить создание автором целых миров в своих картинах. Любой поклонник постановщика знаком с его выдуманным аулом Каратас, куда Ержанов возвращается почти в каждом фильме. В зависимости от целей, в деревне могут значительно меняться и ландшафт, и проблемы, и климат. Однако одно остается вечным: Каратас — это маленькая версия Казахстана. В каждой новой ленте режиссер старается работать с одной и той же труппой актеров, изредка добавляя новые имена. К примеру, тот же Данияр Алшинов снялся аж в девяти картинах постановщика. Все эти элементы в очередной раз показывают, что Адильхан Ержанов — это не просто хороший режиссер, а большой автор казахстанского кино.

 

Фото: IMDb

 

«Черный, черный человек» (2019)

Начнем список с самой серьезной и эмоционально тяжелой работы Ержанова. В фильме Данияр Алшинов исполнил роль коррумпированного следователя Бекзата, пытающегося закрыть дело о пропавшем мальчике. Никто бы не обратил внимание на исчезновение, а вину повесили бы на подставного подозреваемого, но в аул из города приезжает журналистка Ариана (Динара Бактыбаева), чтобы докопаться до истины. Она и становится лучиком света, способным вытащить погрязшего во тьме Бекзата, заставив его воспротивиться системе, частью которой он стал за долгие годы службы в полиции.

 

Фото: Бродвей

 

«Чума в ауле Каратас» (2016)

Продолжить список следует еще одной работой о противостоянии деревни и города. В данном случае представителем закона выступает молодой аким, в то время как жители села показаны в качестве коллективного хаоса. Айбек Кудабаев, исполнивший роль главы аула, пытается изменить прогнившую систему, но вскоре понимает, что Каратас не сможет выжить в новых условиях. Безумие, охватившее местность, очень быстро проникает в семью протагониста, в итоге засосав его самого. Данная работа Ержанова отличается пугающими образами, активным использованием мистических легенд и преобладанием красного цвета. Порой зритель может потеряться в происходящем хаосе, решив, что Каратас — это не аул, а само воплощение ада на земле.

 

Фото: sputnik.kz

 

«Улболсын» (2020)

Как можно понять из названия, в данной картине Ержанов обращается к казахской традиции давать новорожденной девочке имя Улболсын, что в переводе означает «пусть следующим родится мальчик». В итоге, главная героиня, чью роль исполнила Асель Садвакасова, показана как сильная духом женщина, способная победить мужчин, вставших на ее пути. 

Проработав несколько лет в городе, девушка возвращается к себе в аул Каратас, чтобы забрать свою младшую сестренку Ажар (Динара Саги), а после отправить на учебу зарубеж. Однако по приезду она выясняет, что родители отдали младшую дочь замуж за местного лекаря. Несмотря на все беззаконие, творящееся в деревне, девушка решает отобрать сестру у уважаемого в селе мужчины, тем самым разорвав устоявшийся там патриархальный строй.

 

Фото: Бродвей

 

«Желтая кошка» (2020)

Данная картина придется по душе всем любителям классических фильмов. Главные герои — Кермек (Азамат Нигманов) и Ева (Камила Нугманова) — это оторванная от мира влюбленная пара, мечтающая построить собственный кинотеатр на вершине горы. Для этого им нужно сбежать от местного авторитета Жамбаса (Санжар Мади).

Фильм напомнит зрителям современную реинкарнацию Бонни и Клайда. Помимо схожести с работой Артура Пенна, Кермек то и дело разыгрывает сцены из «Самурая» (1967) Жан-Пьера Мельвиля. Однако наши герои еще не подозревают, чем закончились фильмы об их любимых персонажах, а значит, они не знают и о печальном финале своей истории.

 

Фото: Кинотеатр Художественный

 

«Голиаф» (2022)

Работая над «Голиафом», Ержанов решил соединить несколько, казалось бы, несовместимых вещей: религиозный миф, спагетти-вестерн и историю о губительном влиянии власти. Все эти элементы он уложил в уже знакомые зрителям реалии деревни Каратас. Однако, в отличие от предыдущих лент, нынешний Каратас пропитан мраком, в котором практически не видна надежда на лучшую жизнь. Весь свет поглощен бандитом Пошаевым, роль которого исполнил Данияр Алшинов. Население аула одновременно боится и молится на него, ведь они не видят лучшей альтернативы. Противостоять столь могущественной фигуре местного Голиафа вызывается слабый одинокий мужчина Арзу (Берик Айтжанов), выступающий здесь в качестве Давида. Главный вопрос картины остается неизменным: сможет ли один человек победить целую систему?

 

Фото: Киноафиша

 

«Обучение Адемоки» (2022)

Наконец, следует порекомендовать картину, которую казахстанские зрители могут увидеть в кино уже сегодня. В отличие от того же «Голиафа», новая работа Ержанова оказывается невероятно светлой и полной надежд, хоть и не без классических тем, поднимаемых режиссером. По сюжету, 15-летняя иммигрантка Адемока (Адема Ержанова) пытается получить высшее образование в Казахстане, чтобы остаться в стране. В этом ей помогает неопрятный, но умный учитель литературы Ахав (Данияр Алшинов). Фильм полон отсылок к знаменитым авторам прошлого, красивым сценам, снятым на фоне заката, и подкупающей наивности главных героев, которую мы практически не наблюдаем в последних работах Адильхана Ержанова.

 

   

Обложка: Anne-Christine Poujoulat / AFP