За последние годы в Казахстане появилось больше новых феминистских инициатив, в том числе творческих. Женщины из сферы искусства становятся все более активными, представляя нам новый взгляд на мир, основанный на женском опыте. Такой подход принято называть female gaze (с англ. «женский взгляд»).

Мы решили узнать подробнее, как и о чем говорят женщины посредством творчества. Побеседовали с тремя девушками из разных направлений творчества, у каждой из которых есть своя фем-инициатива.

Автор Юлия Петрова

 

 

Зоя Фалькова, художница и поэтесса

 

Кристина Михайлова, режиссерка и продюсерка документального кино

 

Камила Нарышева, диджейка, соосновательница проекта Don’t be a dick

 

 

О себе

Зоя Фалькова

Я современная художница и поэтесса из Алматы. Одна из тем, с которыми я работаю в своих проектах — гендерное насилие. Также занимаюсь культурными проектами. В течение двух лет я организовывала курсы феминистского письма для женщин, и по итогам этих курсов выпустила 700-страничную антологию.

Кристина Михайлова

Я режиссерка и продюсерка документального кино, а также основательница инициативы Women make docs. Эта низовая инициатива была создана для поддержки автор_ок из Центральной Азии.

Камила Нарышева

Я диджейка под никнеймом Milktea. У меня есть музыкальный проект Don’t be a dick. Мы делаем вечеринки с исключительно женским составом. После каждого мероприятия отправляем деньги в фонд помощи жертвам бытового и сексуализированного насилия. В прошлом году мы провели вечеринку с 14 яркими представительницами нашей сцены и пожертвовали 600 тысяч тенге в кризис-центр «Жансая».Мы культивируем среди артисток уверенность в том, что они могут преследовать эту карьеру и чувствовать себя профессионалками, какими и являются.

 

Кристина Михайлова

 

О female gaze

Зоя Фалькова

Female gaze — это зеркальное понятие для male gaze — термина, введенного фем-теорией для обозначения социокультурной практики отображения мира с позиции гетеросексуального мужчины, с целью его ублажения, развлечения и удовлетворения. Female gaze подразумевает отказ смотреть на мир исключительно мужскими глазами, и смену оптики на женскую, опирающуюся на женский опыт, чувственность и интересы. Это применимо не только к искусству, но и к повседневности.

Кристина Михайлова

Мне очень радостно, что мы начали публично говорить о female gaze в Казахстане. Этот дискурс необходимо вводить как на уровне общественной дискуссии, так и в академической среде, чтобы он воспроизводился во всей полноте своего значения. 

Female gaze в кино — это попытки сломать мужской треугольник «создатель — герой — зритель» и поддержать женщину как создательницу, как героиню, как зрительницу. 

 

Вечеринка Don't be a dick

 

Что можно, а что нельзя отнести к female gaze?

Зоя Фалькова

К female gaze можно отнести взгляд на мир, осознанно практикуемый через призму женского опыта. К сожалению, многие женщины все еще смотрят на мир через патриархальные очки, поэтому мы не можем автоматически отнести работы всех женщин к female gaze.

Кристина Михайлова

Не только работы феминисток относятся к female gaze. Женский взгляд очень разный. Я против того, чтобы существовало каких-то два образа, вроде radical feminist или smart girl, в которые все должны вписываться. Не желаю этого своим коллежанкам, и сама не вписываюсь ни в одну из этих категорий.

 

Вечеринка Don't be a dick

 

Как проявляется female gaze в вашей деятельности?

Камила Нарышева

Мы даем площадку, которая позволяет женщинам в музыке самим определяться так, как они хотят. Стараемся максимально широко показать разнообразие женщин в музыке. В том, как выглядят ивенты, женский взгляд очень важен. У нас в городе был неприятный кейс, когда мужчины попытались сделать female-inclusive мероприятие. Они были совершенно нечувствительны к тому, что является обидным для женщин, и это повлекло за собой неприятные последствия. 

Разумеется, женские мероприятия более комфортные. Женщины знают, как разговаривать с другими женщинами, как друг друга называть, а как не стоит. Нам важна безопасность, и мы стараемся обеспечить ее для наших посетительниц.

Зоя Фалькова

В своих проектах я стараюсь рефлексировать женский опыт и работать, используя эту оптику, параллельно деконструируя патриархальные каноны. Например, иронической деконструкцией я занимаюсь в поэтической серии #этостихотворение, основанной на мужских комментариях из сети.

Кристина Михайлова

Авторская перспектива в creative documentary — это попытка выстроить доверительный диалог со зрителем и разобраться в очень тонких, зачастую болезненных вещах. Для меня здесь обрывается граница «женское — мужское». 

Но давайте окажемся на happy hour главного кинофестиваля документального кино в мире — IDFA. Вокруг нас около 200 человек: режиссеры, продюсеры, руководители фондов, кинофестивалей, телеканалов, онлайн-платформ. 70% этих людей — женщины. Именно они создают документальную индустрию как индустрию сопротивления капиталистическим патриархальным гранд-нарративам, мейнстриму коммерческого кино.

 

Зоя Фалькова

 

О сложностях на творческом пути

Кристина Михайлова

Кинематографистки сталкиваются с сексизмом как на съемочной площадке, так и в процессе финансирования. Пару месяцев назад звукорежиссер устроил мне истерику, что я как женщина не могу руководить его работой, даже являясь режиссеркой и продюсеркой, которая платит ему заработную плату. 

Авторка обязательно столкнется с обесцениванием собственного труда и заслуг. Начиная с колыбели наших образовательных учреждений мужчинам внушают, что они «молодые мэтры». Про женщину стереотип следующий: «она побалуется, выйдет замуж и уйдет из кино». В коммерческой индустрии все еще проще работает — по принципу «братья». Думаю, всем знакомо и понятно, что это значит. Большие бюджеты — не для женщин, верно? 

В кино весь состав работает проектно. Нет проекта — нет социальных гарантий. Многие свыклись с этим, мы все-таки живем не в социальном государстве. Но когда дело касается декрета, отпуска по уходу за ребенком? У женщины в кино социальные гарантии отсутствуют полностью. 

Камила Нарышева

Когда говорят о женщинах в музыке, первым делом обсуждают внешность, чья она жена, чья девушка. И только потом обсуждается то, насколько она действительно талантлива.

Закрывая глаза и слушая музыку, мы никогда не поймем, мужчина за пультом или женщина. Если мы открываем глаза и видим мужчину, сразу предполагается, что если он там находится, то он знает, что делает. Но когда ты женщина, появляется огромное количество желающих спросить, с каким оборудованием ты умеешь обращаться, умеешь ли играть на виниле, знаешь ли историю жанра. Тебя начинают тестировать на то, можешь ли ты вообще находиться на своем месте.

Европейским феминисткам меньше приходится думать о безопасности. В Казахстане мы находимся в несколько других условиях. Мы говорим о вещах, которые подрывают основу воспитания многих людей. Нам приходится работать с наследием СССР, где, казалось бы, было освобождение женщины. Но получилось, что мы оказались в точке жизни, где велик традиционалистский импульс, и многие мужчины требуют от своих женщин возврата к иллюзорным традициям. Внутри нашего контекста приходится навигировать все те слои, которых нет в западном контексте. В этом великая сила казахстанских феминисток.

 

Вечеринка Don't be a dick

 

С чем связано растущее количество фем-инициатив в Казахстане?

Зоя Фалькова

У все большего числа женщин открываются глаза: мы начали слушать самих себя и действовать в собственных интересах. Это рост субъектности. В патриархальной оптике женщина — это объект, функция, а для творческого акта необходима субъектность. Женское искусство само по себе — освободительный акт, жест возвращения себе себя. С возникновением феминистского движения всегда возникает и феминистское искусство.

Кристина Михайлова

Не обесценивая огромного труда коллежанок, хочу заметить, что количество феминистских творческих инициатив критически низкое. Нас мало, у нас мало возможностей институциональной поддержки, крайне мало ресурсов и огромное сопротивление со стороны общественности. Авторка-женщина в Казахстане – больно, сложно, долго, дорого для себя и своего здоровья. 

Камила Нарышева

Многие из нас понимают, что мы — не второй пол. Женщины осознают, что они имеют право на личную безопасность. С насилием, которое происходит в нашей стране, этот импульс будет только расти — импульс противостоять, защитить себя и других женщин.

 

Кристина Михайлова

 

Как поддержать авторок?

Камила Нарышева

Важно искать горизонтальные связи, места, которые отдают предпочтение FLINTA (Female, Lesbian, Intersex, Trans and Agender — инициативы, поддерживающие права данных групп — прим. ред.), или женские инициативы. Когда мы отделяемся друг от друга, начинаем междоусобную войну, мы ничего не можем сделать. Необходимо быть вместе и понимать, что мы делаем это во благо, во имя значимой цели.

Зоя Фалькова

Обычный список действий: подписка, лайк, репост, слова поддержки, покупка книжки/работы/мерча, или просто донат. Творческие люди быстро выгорают, много сомневаются в себе, почти у всех женщин есть синдром самозванки. Поэтому даже простой интерес может помочь.

Кристина Михайлова

Коллектив Women make docs постоянно проводит показы документального кино авторок из Центральной Азии, обязательно приходите смотреть и обсуждать! Говоря о поддержке, для меня лично дело не в том, что это важно/не важно, нужно/не нужно, а в том, что фильмы казахстанских и центрально-азиатских режиссерок действительно интересные.

 

Кристина Михайлова

 

Рекомендации искусства с female gaze 

Зоя Фалькова

Наш сборник фем-письма «Причинное место» — отличный список авторок. 

Независимым художницам в Казахстане сложно выставляться. Но в мастерских можно увидеть много интересного. Например, у группы МАТА, или в студии «Тартпа». Галерея «Артмекен» делает интересные выставки. Осенью они организовали шоу Асель Кенжетаевой и Санжара Досмагамбетова на тему прав женщин в традиционных обществах. 

Могу порекомендовать тексты о феминистском искусстве на портале ariadna.media. Это еще один мой проект — медиа об искусстве. Сейчас он заморожен, мы в поиске финансирования на продолжение проекта, но все доступные там статьи вполне актуальны.

Камила Нарышева

Мне нравится подкаст Айсулу Тойшыбек Tits talking. Он о женщинах и для женщин. Также мы с Айсулу в фонде Батырхана Шукенова делаем подкаст, который придумала Наргиз Шукенова — Qazaq Roses. Там мы рассматриваем жизни пяти ключевых женщин для казахстанской истории. 

Я люблю ходить в bULt. Это прекрасное инклюзивное место. Рекомендую следить за тем, что делают все казахстанские артистки, потому что они преследуют свою мечту, несмотря на общественные ожидания. 

Кристина Михайлова

Назову несколько любимых авторок и фильмов, которые обязательны к просмотру. Жаңыл Жусупжан из Кыргызстана сняла «Атиркүл в мире настоящих мужчин». Фильм представлял Центральную Азию на главном мировом кинофестивале документального кино IDFA, а Women make docs сделали центрально-азиатскую премьеру. 

Фильм Интизор Отаниезовой из Казахстана — «druzhba narodov». Картина Гульнозы Иргашевой из Узбекистана — «devordagi bolalik suratim». Я также очень люблю фильм «Мой папа Чингисхан» казахстанки Альмиры Сайфуллиной. Эти работы мы показали во многих городах Казахстана и Центральной Азии, а в Алматы в рамках ARTBAT FEST прошли показы документального кино JETIQARAQSHY, где большинство автор_ок и главных героинь — женщины.